!NO PASARÁN!

Блог о событиях в Испании и Латинской Америке

Previous Entry Share Next Entry
Брюссель и Вашингтон объявляют Москве информационную войну (перевод статьи)
liberacion_1


Любопытную статью опубликовал Анхель Ферреро в испанской La Directa, ниже её перевод.

Пропагандистская машина Евросоюза начала «греть моторы». 12 мая Комитет иностранных дел Европарламента, при 53-х голосах «За», 10-ти «Против» и 3-х воздержавшихся, принял «план противодействия с использованием «мягкой силы» тому, что правительства Евросоюза называют «русской пропагандой». План, среди прочего, предполагает, «финансовую поддержку самого амбициозного гражданского общества России». Этим решением Европарламент одобрил план действий, который Евросоюз поручил разработать Федерике Могерини, Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности в апреле этого года. По информации агентства Франс Пресс от 2 мая, модель могла быть подготовлена в пресс-центре НАТО в Брюсселе, где группа из 20 человек занимается мониторингом российских СМИ.

16 мая телеканал «Немецкая волна» сообщил на своей интернет-страничке о попытках Прибалтийских республик запустить своё телевидение на русском языке «не для того, чтобы проводить неуклюжую контрпропаганду, а для возврата к традициям общественной службы объективной информации». Excusatio non petita, accusatio manifesta*. В Эстонии новый канал ETV+ начнёт вещание с сентября и будет транслировать как собственные передачи, так и передачи «Немецкой волны». Директором канала назначена Дарья Саар, которая до начала этого года работала исполнительным директором Фонда Entrum, где вела программу, посвящённую предпринимательству. Как указано на сайте самого фонда, Entrum получает финансирование, в том числе, из структурных фондов Евросоюза и Открытого фонда Джоржа Сороса, который сделал своё состояние на валютных спекуляциях, открыл в Эстонии офисы этих фондов, которые в 80-х годах назывались «институтами» — и были средствами продвижения свободного рынка и отдаления республик от социализма, при помощи выхода из Советского Союза.

Уже в апреле правительство Литвы отдало распоряжение прекратить, пока на три месяца, трансляцию телеканала РТР Планета, который входит в ВГТРК — сеть российского государственного телевидения, ссылаясь на то, что это СМИ пропагандировало насилие и призывало к войне. Закрытие телеканала не получило никакого отклика в Европе, Комиссия по телевидению и радиовещанию закрыло канал без предъявления судебного предписания, поскольку, как сообщают информагентства, освещавшие этот случай, для закрытия телеканала в этой Прибалтийской республике судебного предписания не требуется.

По другую сторону Атлантики


19 мая, на встрече Восточного партнёрства в Риге, Европейский фонд за демократию (EED), — организация, финансируемая Евросоюзом — представила «Исследование СМИ на русском языке в странах Восточного партнёрства и за его пределами». Это исследование — плод работы 90 экспертов — направлено на проведение коммуникационной стратегии 28-ми стран ЕС в рамках плана, разработанного Могерини. 12 июня окончательный отчёт будет представлен Исполнительному Комитету Европейского фонда за демократию (EED).

В тот же самый день, когда в столице Литвы было представлено исследование, цифровой портал EUObserver, где публикуется информация о Европейском союзе, вышла статья в поддержку этого проекта Евросоюза. Её автор — Ежи Помяновский, бывший замминистра иностранных дел Польши, ныне — исполнительный директор Европейского фонда за демократию. Этот фонд был создан в 2011 году в Брюсселе для поддержки «гражданского общества» в странах, граничащих с Европейским Союзом. Моделью для Европейского фонда за демократию, как указывает его собственное название, является Национальный фонд демократии (NED), созданный в 1983 году тогдашним президентом США Рональдом Рейганом, с целью дестабилизации социалистических стран при помощи финансирования и обучения оппозиционных сил. В 1990-м году, например, NED вложил 4 миллиона долларов предвыборную компанию Виолетты Чаморро, в противовес сандинистам, а в 2004 году финансировал античавистское движение «Присоединяйся» (Súmate) в Венесуэле.

Архитектор EED — Радослав Сикорски, бывший министр иностранных дел Польши в администрации консерватора Дональда Туска и актуальный президент Европейского совета. Сикорский известен своими атлантическими взглядами, с 2002 по 2005 годы он работал на два мозговых треста, близких этой идеологии: Американском институте предпринимательства и «Новой атлантической инициативе», в которой дослужился до исполнительного директора. Одно из направлений Новой атлантической инициативы является продвижение трансатлантического сотрудничества в сфере обороны, поддерживающая вход в НАТО тех европейских стран, которые ещё туда не вошли и продвижение Договора о свободной торговле между США и Евросоюзом, этого прообраза трансатлантического торгово-экономического союза, переговоры по которому ведут сейчас Вашингтон и Брюссель. Сикорский, вместе с бывшим министром иностранным дел Швеции, Карлом Бильдтом, тоже консерватором, является одним из кураторов договоров Восточного партнёрства Евросоюза, и также одним из сторонников продления и ужесточения санкций против России.
Но вернёмся к Риге. Учитывая экономическую ситуацию в Евросоюзе и опыт его предыдущих проектов, авторы этого исследования предложили создать региональный медиа-узел, состоящий из различных, координируемых между собой, инициатив, с созданием в будущем медиа-платформы. «Мы поняли, что в Восточном партнёрстве и за его пределами люди не доверяют средствам массовой информации: русским ли, западным ли, либо СМИ своей страны. Нам нужно восстановить доверие к журналистике», заверил в Риге один из авторов отчёта Пётр Померанцев.

А кто такой Пётр Померанцев?

Померанцев — это главный герой недавнего журналистского расследования Марка Эймса, опубликованного в «Пандо Дейли». Пётр Померанцев — автор недавно вышедшей книги «Всё неправда и всё возможно», где он рассказывает о своей работе в качестве телепродюсера в российских СМИ. Книга Померанцева была представлена в Лондоне Энн Эпплбаум — журналисткой, известной своими антикоммунистическими статьями, женой Радослава Сикорского и давней сотруднице Американского института предпринимательства, входящего в институт Легатум — мозговой трест, финансируемый Кристофером Сандлером, мультимиллионером, который специализируется на рискованных операциях и значительную и значительную часть своего состояния сделал в ельцинской России. Институт Легатум поддерживает экономические связи с Институтом современной России (IMR) в Манхеттене, который финансируется российским олигархом Михаилом Ходорковским. Осенью 2014 Институт современной России нанял Померанцева и журналиста издания The Interpreter — информационного портала, который также финансируется IMR– Майкла Вайса, для составления доклада: «Угроза нереальности: как Кремль использует в военных целях информацию, культуру и деньги», где утверждается, что США должны активно бороться против влияния российских СМИ.

15 апреля, до своей поездки в Ригу, Пётр Померанцев дал показания в Комитете иностранных дел Палаты представителей США о предполагаемой угрозе, которую представляет «российская пропаганда». По утверждению The Nation, президент этого комитета Эд Ройс в скором времени подаст на утверждение законопроект о реформировании и перезапуске «Голоса Америки» (VOA), радиотелевизионной компании федерального правительства США, чьё финансирование после окончания холодной войны было сокращено. По словам Ройса, этот закон «поможет нам победить путинскую пропаганду».

Именно сейчас, когда столько говорят о влиянии российских СМИ, стоит вспомнить некоторые цифры. Бюджет RT на 2015 составляет 400 млн. долларов. В недавнем документе Национального совета по международному вещанию США (BBG), говориться, что одно правительственное агентство США, целью которого является «представление информации и новостей стратегической аудитории за границей” — запросило повышение бюджета до 721,26 миллионов долларов на отчётный период 2015 год.

В Национальный совет по международному вещанию США входит «Голос Америки» (VOA), Офис вещания на Кубу (OCB) — более известное как «Радио Марти», занимающаяся трансляцией антикастровской пропаганды на Карибские острова, Радио «Свободная Европа» (RFE/RL), Радио «Свободная Азия» (RFA) и вещательные сети Среднего Востока (MBN), формально независимые, но финансируемые США для влияния на формирование общественного мнения в трёх стратегических для своих интересов регионов. Как «Свободная Европа», так и «Свободная Азия» были созданы во время холодной войны правительством Евросоюза для трансляции антикоммунистической пропаганды в СССР и странах Восточной Европы и Китае. BBG, который в своём отчёте определил свою миссию как «решающую» для «национальной безопасности США» не только предлагает информацию, но и также и мастерские по образованию и консультированию специалистов в коммуникации. В пятнадцатой странице отчёта, BBG утверждает, что ведёт «объективную журналистику», но «не только как средство само по себе, но и как цель: поддержать интересы национальной безопасности США».

Новый маккартизм США

Согласно Джеймсу Кардену — автору вышеупомянутой статьи в The Nation, ситуация, которая разворачивается в настоящий момент, начинает тревожно напоминать маккартизм. В своём тексте Карден цитирует эссе Ричарда Хофстедера «Параноидальный стиль в Американской политике», согласно которому для маккартистов «враг владеет источником особенно эффективной власти, контролирует прессу, имеет неограниченное финансирование, знает новый секрет, чтобы влиять на «психологию» аудитории», — эти характеристики очень похожи на те, которыми критики награждают международные СМИ России.

Однако это не единственное сравнение. Померанцев и Вайс рассказывают о том, что, кроме ответственных за сектора, которые проводят выбор тем для освещения в СМИ, существует фигура «редактора по дезинформации», который отвечает за отделение «новостей от того, что не подходит для печати», — выражение, которое никак не расшифровывается в их докладе. Померанцев и Вайс также попросили создать «международную систему для оценки дезинформации», которую Карден сравнивает с прежними чёрными списками. Согласно Померанцеву и Вайсу: «СМИ, которые практикуют сознательный обман, должны быть исключены из сообщества», как и эксперты, которые появляются в российских СМИ, работают или сотрудничают с российскими компаниями, либо просто присутствуют на форумах или дебатах, проходящих под их эгидой. «Диффузная граница между мозговыми трестами и лобби в Европе помогает Кремлю продвигать свою повестку без тщательного изучения», — пишут Померанцев и Вайс. Однако о диффузных границах между мозговыми трестами и лобби ЕС и США в Европе, примеры которых мы видели, Померанцев и Вайс хранят красноречивое молчание.

По мнению журналиста The Nation, настоящая цель этой компании — не побороть русскую «дезинформацию», а заклеймить, маргинализировать, и даже изгнать тех, кто пытается объяснить ситуацию в Украине с позиций, отличной от крупных СМИ. Запугивая и затыкая рот журналистам и учёным, особенно самым молодым, находящимся в начале своей профессиональной карьеры, создаётся атмосфера, в которой критика внешней политики США и ЕС становится практически невозможной. Инициатива, выдвинутая Померанцевым и Вайсом, не нова и уже выдвигалась редактором The Economist Эдуардом Лукасом н на последней конференции по безопасности в Мюнхене. Лукас прямо призвал маргинализировать журналистов, которые сотрудничают с российскими СМИ, вплоть до того, что не нанимать их на работу. По плану Лукаса, сотрудничество с российскими СМИ должно быть «последней ступеней в профессиональной карьере» журналиста. По сообщению корреспондента испанского периодического издания, la Directa, который — во избежание потери работы предпочёл остаться анонимным — некоторые европейские СМИ, особенно испанские, уже начинают применять рекомендации Лукаса, Померанцева и Вайса.

Другая цель этой неомаккартистской программы, заявляет Карден скрыть реальные проблемы Украины, риск полномасштабной войны между Россией и ЕВ, сдвинув фокус внимания на российские средства массовой информации. Это — политика, которую, в числе прочих поддерживают Померанцев и Вайс. По словам Кардена, тот факт, что критиков этой самой политики теперь стараются заставить замолчать, спрятать, оболгать и даже изолировать от средств массовой информации, делает свой проект ещё более скандальным.

Лживая и ханжеская информационная модель

Коммуникационная модель, которую Вашингтон и Брюссель предлагают применить для атаки против Москвы, опирается на теорию, которая изучается на первом курсе факультетов коммуникации западных университетов и называется «подкожная инъекция». Согласно этой модели, правительство «вводит» информацию аудитории, которая воспринимает её некритически. Теоретики коммуникационных дисциплин уже многие годы считают эту модель устаревшей и ошибочной, так как она предполагает, что аудитория не в состоянии сама проверить информацию и впитывает сообщения, предлагаемые средствами массовой информации, как губка. Отсюда Померанцев, Вайс и иже с ними выводят необходимость не финансировать систему государственного образования, формирующую критически мыслящего гражданина в рамках информационного плюрализма — а какой это был бы был наглядный пример демократии для всего остального мира? — а создать ряд патерналистских государственных структур, которые должны следить за предполагаемым благосостоянием своих граждан, которых считают незрелыми.

Эта модель является также и ханжеской, поскольку ни одно условие, которое выдвигают российским СМИ неприменимо. Даже хуже, многие замечания, выдвигаемые против них, не только не применяются в западных СМИ, но и порождены тем общественным климатом, который они активно помогали создавать. Согласно докладу Померанцева и Вайса, RT создаёт «антизападный и антиавторитарный интернационал, который становиться всё более и более популярным», используя «крайне левые и крайне правые», элементы. Авторы доклада не сообщает, о том, что если эти эксперты и аналитики появляются в программах RT, Telesur, HispanTV, или других телевизионных компаниях, которые истеблишмент Брюсселя и Вашингтона держит «на мушке» — это происходит именно потому, что доступ к СМИ Европы и США блокирован либо прямым запретом — существование этого прямого запрета осмеливаются признать публично немногие журналисты — либо созданием общественного климата, который заставляет редакторов рассматривать определённую информацию как «политически некорректную» и противоречащую интересам аудитории. Более того, в том, что касается информации о России и Китае, западные СМИ исторически были неразборчивы в средствах и при необходимости обращались к диссидентам с политическими мнениями, которые в Европе и США считаются спорными. Авторы этого доклада также не учитывают, что успех этих новых СМИ порождён недоверием и разочарованием публики в западных СМИ, причина этого разочарования никогда не анализируется, а успех причисляют к эффективности так называемой русской или венесуэльской пропаганде, недооценивая способность западной публики к критическому мышлению.

Поэтому фраза, которой Карден заканчивает свою статью в The Nation, заслуживает полного цитирования: «можно было ожидать, что журналисты будут противостоять этому проекту в первую очередь и самым категорическим образом. То, что ни один из них этого не сделал — плохой признак»

Анхель Ферреро, член редакционного комитета «Синпермисо»

La Directa, 31 мая 2015 года

*Латинская поговорка, смысл которой здесь: Непрошенные объяснения выдают настоящие намерения.

Оригинал: http://www.sinpermiso.info/textos/index.php?id=8046

Небольшой штрих к этой же теме: http://friend.livejournal.com/1945913.html



  • 1
нужен симметричный ответ

  • 1
?

Log in

No account? Create an account